Беседа о жизни и надкусанных логотипах с корифеем дизайна и креатива Романом Корытовым

В 2000-х годах дизайн-студию «Vario» в Воронеже можно было  смело сравнить со студией Лебедева в России. Артемий Лебедев до сих пор популярен и востребован, а куда пропали авторы олдскульного воронежского креатива?

В те годы  «Vario» подарила городу настолько яркие рекламные проекты, что многие из них  мы помним до сих пор. Это реклама Трансферта, Ангстрема, Дискавери, Publica Fitness  и другие. 

Чем сейчас занимаются основатели первой креативной студии Воронежа? Что изменилось с тех пор на рекламном рынке города и разбираются ли сегодня отечественные бизнесмены в брендинге и рекламных концепциях? Ответы на эти и другие вопросы постараемся узнать у одного из основателей  дизайн-студии «Vario» Романа Корытова.


BZD: Роман! Всех, кто вас знает и помнит, волнует такой вопрос: почему вы разошлись с Виктором Емельяновым? Корытов и Емельянов — это сочетание фамилий было так же неразделимо,  как когда-то Бачинский и Стиллавин или Бивис и Батхед.

РК: Бивис и Батхед — интересное сравнение (смеется). По этому вопросу я могу высказать только свою позицию. О мотивах с другой стороны можно рассуждать только в качестве догадок. Инициатива была не моя. Мне было предложено покинуть компанию. Этот вопрос достаточно часто задают. Обычно я отвечаю, что продал долю в бизнесе. 3.3 тыс. руб. доля в уставном капитале и «золотой парашют» в районе 200 тыс. руб. — размер официальной зарплаты за 6 месяцев. В народе это называется кидалово. Я решил не тратить силы на войну, потратив их на новый старт. Так, в январе 2009 года я начал всё с начала. Почему так произошло? Я бы выделил три основные причины. Первая — деньги лучше всего делятся на меньшее число участников. Вторая — конфликт авторитетов внутри компании. Третья — классическая, — женщина. 

Из всей этой истории я сделал несколько серьёзных выводов, которыми могу поделиться с читателями в качестве советов.

  1. Если вы хотите привлечь в свой бизнес компаньона или затеваете дело в паре 50/50, постарайтесь трезво оценить силы и учесть «на берегу» все нюансы. Постарайтесь заглянуть в будущее. Это сложно, но можно.
  2. Никогда не наступайте на горло собственному мнению в решении вопросов или отстаивании точки зрения. Твёрдая позиция многое выявит на ранних стадиях.
  3. Никогда слепо не доверяйте своему компаньону. «Доверяй, но проверяй».
  4. Если ваш партнёр не хочет вкладывать прибыль в предприятие, предпочитая покупать шубы, автомобили и прочие бриллианты, хорошенько призадумайтесь.
  5. Если ваш компаньон однажды открыл в себе желание заниматься творчеством кроме своих прямых обязанностей,  не будет ни того, ни другого.
  6. Если жена вашего компаньона имеет на него влияние, особенно в решении бизнес-вопросов, лучше ничего не начинать или прекратить как можно быстрее.

 

BZD: Расскажите, в каком году вы основали студию? Какова история ее создания?

РК: Идея пришла в голову в мае 2000 года. Лето того года можно считать датой основания. Честно говоря, о Лебедеве я не знал ничего на тот момент. Основными вдохновителями были «Пилот медиа» и «ЛогвинDesign».

После окончания аспирантуры архитектурного факультета ВГАСА я работал арт-директором в небольшой фирме «Пресс-пилот», которая занималась дизайном и вёрсткой полиграфической продукции (в основном многостраничные календари и буклеты) . Я срисовал эту бизнес-модель с учётом всех недостатков. Основные направления, которые я выделял, это рекламный креатив и графический дизайн. Нельзя не упомянуть о человеке, с которым мы всё выстроили. Это Карен Манько - мой друг, с которым нас связывает и архитектурная скамья, и занятия музыкой, и увлечение фотографией.

Кстати, vario – это фототехнический термин, применяемый в оптике (вариообъектив – объектив с переменным фокусным расстоянием). С Кареном мы сделали первый проект студии «Павловскгранит», за который не стыдно до сих пор. К сожалению или к счастью, в 2001 году он выбрал архитектуру и ведёт успешную частную практику в Москве. В 2002 году участие в выставке принесло ещё одного знакового и бюджетообразующего клиента «Ангстрем».  В конце 2003 года я устал тащить на себе весь функционал, особенно административную часть, и предложил взять на себя эти функции Емельянову. Мы познакомились с ним во время его работы на «НТВ». Он согласился участвовать только в качестве соучредителя, 50/50.

BZD: Не жалеете сейчас, что выбрали рекламу, а не архитектуру, как ваш друг много лет назад?

РК: Абсолютно не жалею, что занимаюсь и тем и другим параллельно, нередко вместе, например, в ритейл-брендинге без архитектуры никак.

BZD: Как удалось в то время в регионе делать такие яркие работы? Как на это соглашались клиенты? Сейчас, даже если очень постараться, и не вспомнишь, какая реклама висит на щитах в городе, а вашу помнят до сих пор!

РК: Нужно отдать должное Емельянову. Он прекрасно справлялся со своими обязанностями. У него был богатый опыт работы в продажах и маркетинге «BAT», «НТВ», «Ангстрем», и, несомненно, талант переговорщика. 

Другая сторона успеха —  полная отдача делу. Для меня деньги не имели решающего значения. Первично — идея и классный результат. Это важно. Если не посвятить себя делу целиком и полностью, ничего не получится. Любое дело, особенно творческое, требует жертвы.

BZD: Здесь больше вопрос о том, откуда у вас был столь правильный профессиональный взгляд на вашу работу? Тем более, мы не Москва. Ведь это было абсолютно новое направление — креатив в рекламе, который даже сегодня многие не понимают. Где вы этому научились, как вы это смогли понять в те годы?

РК: Просто мне это очень нравилось, это было ново, неизведанно и привлекательно. Взгляд - от природы, наверное, этому нигде не учили в то время. Мне, вероятно, повезло (смеется). Если серьёзно, то скорее это фундаментальное архитектурное образование сформировало определённое мироощущение, миропонимание, мировоззрение.

BZD:  Сколько лет вам удавалось держать планку и позиции лучшей студии в городе? И с чего начался спад?

РК: Не было задач держать планку. Я никогда не оценивал студию как лучшую, потому что не было конкурентов. Вообще даже мыслей таких не было. Было достаточно мнения аудитории, что «Vario» – это очень дорого, но очень круто (дорого по воронежским критериям). Несколько наград на фестивалях рекламы добавляли удовлетворённости, но без пафоса. Конечно, мы стремились к определённому уровню, но соревноваться было не с кем.

На самом деле было очень много рутины и очень много черновой работы. Мы брались за всё: упаковка, этикетка, вёрстка во всех её проявлениях, дизайн сайтов, дизайн входных групп, рекламная фотография и т.д. и т.п. Большие объёмы предпечатной подготовки упаковки приносили деньги, но съедали энергию и время.  

Спад? Деньги стали главнее. Всё в мире развивается по синусоиде. В 2009 году я получил новые возможности.

BZD:  Чем вы занимались все эти годы? В современном многообразии мы вас потеряли.

РК: Строил новый проект, который называется «БРЕНД АРХИТЕКТУРА». Деятельность практически та же самая, но формат другой. Более камерный. Всего в команде 5 человек. На них я могу положиться. Это важно.

BZD:  Чем сейчас занимаетесь?

РК:  Занимаюсь совершенствованием своей компании, текущими проектами в сфере брендинга, графического дизайна, коммуникаций, рекламным креативом. Проектирую хорошим людям хорошую упаковку для бизнеса. Плюс частной архитектурной практикой.  Проектирую хорошим людям грамотное жильё.

BZD:  Как корифей рекламного рынка в Воронеже, как вы можете оценить  его сегодня? Изменился ли заказчик за последние 15 лет? И что делать, чтобы уговорить руководителей тратить больше денег не на размещение, а на разработку рекламной кампании?

РК:  Корифей. Скажете тоже… Рекламного рынка в Воронеже нет. Нет культуры носителей, нет культуры коммуникаций, нет культуры во многом. Кризис только обнажил многие проблемы. Зачем платить за креатив, если просто информации достаточно? И так работает. Единичные случаи, когда руководителю самому по кайфу, и он тратит деньги. Это развлечение своего рода. Проекты, где руководитель измеряет эффект от креатива — большая редкость. В практике последних лет есть заказы на рекламный креатив, но заказчики зачастую боятся публиковать результаты разработок. Слишком провокационно.

BZD:  Откуда ваши основные клиенты? Конкуренция по сравнению с теми годами ведь резко возросла. На пятки наступают молодые и перспективные.

РК:  Все молодые и перспективные ушли в модный диджитал и делают очень красивые сайты, которыми неудобно пользоваться. Я занимаюсь продуктом, который продаёт. Мне НЕ интересен дизайн ради дизайна. Мне интересно сделать дизайн, который будет близок не узкопрофессиональному сообществу, а конечному потребителю «Васе Пупкину», например. И дизайн этот делается на обоснованной платформе. Я хочу решать задачи, а не мериться, у кого логотип сильнее надкусан.

На сегодняшний день проекты из Воронежа составляют не больше 20% от общего объёма. Подавляющее большинство клиентов из других городов. От Севастополя и Калининграда до Красноярска и Уфы.

BZD:  Расскажите про очень неоднозначную рекламную кампанию «Могильный и Партнеры» 2014 года. Кто заказчик, в чем смысл и какова ее судьба?

РК:  Заказчик – Чернушкин Г.В., компания «Ангстрем». Тема — здоровый образ жизни. Судьба, как у любой «социалки»: сделали, повесили, сняли, забыли. Сейчас она «в коме». Я ежегодно оплачиваю поддержание жизни в рамках продления регистрации домена и хостинга, но не более того. Проект лежит в портфолио http://korytov.com, жаль его «убивать».

BZD:  Какие профессиональные  планы? После 17 лет креатива горит ли еще глаз, не устали?

РК:  Хочу открыть маленький «свечной заводик». Мне уже 45 и нужно подумать о пассивном доходе. Одним креативом сыт не будешь.

После всего, что было, глаз не горит, он трезвее смотрит на мир и качественнее оценивает ситуации. Глаз стал опытнее и острее. Усталости не чувствуется, потому что каждый новый проект не похож на предыдущий, всегда что-то свеженькое.

BZD: Роман, спасибо за интересную беседу. Как сотоварищи по творчеству, желаем вдохновляющих проектов и адекватных заказчиков. И вдруг место для заводика рядом с вашим будет свободное  — придержите. Глядишь, и мы покреативим-покреативим, да и к вам подтянемся.

Про воронежский нейминг и не только читайте в нашей стетье "Слова, слова, слова... Статья про нейминг

Про воронежскуй оффлайн рекламу читайне в нашей статьей "Классика рекламного жанра. Воронеж, куда двигаемся?"

Сейчас на главной