12

544

Авторская карта «Воронеж на ладони»: мечты и реализация

Иллюстратор Марина Демченко рассказывает о том, как нарисованная карта формирует образ города в глазах его жителей и как авторский художественный проект приобрел не только известность, но и коммерческую успешность.

Для справки:

Марина Демченко – иллюстратор, художник объединения «ДВЕНЕОДНА», автор проекта карты «Воронеж на ладони». Участник международного фестиваля света, искусства и науки Bella Skyway Festival (Польша). Организатор культурных мероприятий (выставок, художественных проектов, фестивалей современного искусства, анимационных показов). Иллюстратор книг  (вышло около 10), журналов  («Время культуры»), рекламы и видеопроизводства. Обладатель гранта правительства Воронежской области на создание культурно значимых проектов с проектом иллюстрированной карты «Воронеж на ладони» (2016), премии правительства Воронежской области по поддержке талантливой молодежи (2013). Номинант на всероссийскую премию «Хэдлайнер года» (2018).

 Мечты и смелость  

Я всегда мечтала быть художником, рисовать классные картинки и тем самым менять мир к лучшему. Так я видела свой успех. Так я вижу его и сейчас, только еще к этому представлению добавилась материальная составляющая, в виде настроя получать за свое дело достойный доход. Специфика работы иллюстратора, коим я себя называю, состоит в том, чтобы выполнить конкретную задачу клиента и получить за это оплату. Так я работала и продолжаю работать сейчас. Но мне всегда хотелось попробовать вариант, который ближе к деятельности художника: ты сам создаешь произведение, а уже потом находишь для него покупателя (это в идеале). Иначе говоря, мне хотелось сделать авторский художественный проект, в котором я бы сама выступила и заказчиком, и арт-директором, и исполнителем (иллюстратором) одновременно.

На эту мысль меня, как и многих других моих коллег, вдохновили книги и истории из блога Яны Франк, где она описывала сферу коммерческой иллюстрации. А также рассказывала о том, как можно создавать авторские проекты, организовывать свое время, ставить себе цели и не бояться зарабатывать на жизнь творчеством. Я знаю, что многие читали эти книги, но немногие отважились что-то реализовать из ее советов. Меня они искренне тронули и долгое время служили ориентиром. В 2013 году я ушла в вольное фрилансерское плавание из студии «Графит», где работала художником по компьютерным играм (с теплом вспоминаю эту работу, многому меня научившую). Помню, было жутко страшно, не стабильно, но интересно. Сначала я перешла на 2/3 ставки, чтобы этот переход был более мягким, а затем стала полноценным фрилансером. Восхищаясь каждой возможностью, которая мне попадалась (будь то новый заказ или предложение поехать на фестиваль анимации), я потихоньку набиралась опыта и училась смелости. Смелости браться за то, что раньше не делала, знакомиться с новыми людьми и узнавать их истории. Такая практика приводит к удивительным приключениям в работе, да и в жизни. И, конечно, помогает исполнять мечты.

 Задумка иллюстрированной карты 

История главного моего проекта, о котором я хочу рассказать, началась тогда, когда смелая мысль соединилась с возможностью. Осенью 2015 года я узнала, что Департамент культуры Воронежской области объявил конкурс проектов, посвященных Воронежу. Мой знакомый художник по линогравюре Денис Булавинцев получил этот грант в 2014 году и я тоже решила отправить заявку. Идея создать иллюстрированную карту появилась сразу: я интересуюсь урбанистикой (недаром закончила архитектурный факультет), обожаю карты городов и искренне люблю Воронеж, хоть это неродной для меня город.

Вволю пофантазировав о том, какой может быть идеальная карта города, я оформила все свои фантазии в подробный буклет и приложила его к заявке. Спустя какое-то время, я с удивлением обнаружила, что получила грант в размере 100 000 рублей!

Тут-то и стало понятно, что пути назад уже нет. Началась работа над проектом, которая длилась около года (в течении этого времени я совмещала свою основную работу и работу над проектом). По правилам гранта 50 тысяч рублей можно было потратить на зарплату исполнителю (себе), а оставшуюся часть на реализацию, то есть на печать тиража карты. Эта возможность позволила освободить какую-то часть моего времени от необходимости зарабатывать на жизнь и серьезно углубиться в проект.

Мне хотелось удивить саму себя и зрителей объемом сделанной работы, стилистикой и атмосферой карты.  Я рассудила, что такая работа, выполненная с душой и на высоком уровне, поможет заявить о себе как о профессионале. Выполняя мелкие заказы, такого статуса было добиться сложно. Еще мне хотелось передать свое отношение к Воронежу как к городу, с богатой историей и особым характером, в котором хорошо жить, который можно искренне и глубоко любить (меня очень удивляло, что многие воронежцы не любят свой город). «Ну, а если этот проект получит успех и будет продаваться, то это будет приятным бонусом»,  думала я и продолжала усердно работать.

 Игра «в магазинчик»  

Небольшой опыт реализации своей продукции у меня уже был. Я не воспринимаю его как что-то серьезное, но все же хочу им поделиться. В 2014-2015 годах я рисовала и печатала открытки, а потом разносила их в местные сувенирные магазины. Это были открытки с иллюстрациями забавных персонажей и фотографические открытки с элементами леттеринга. Что-то было на новогоднюю тему, что-то на тему зимы, музыки, города. Сейчас я понимаю, что совсем необязательно такие открытки должны пользоваться большой популярностью (хотя многим они очень нравились).

С каждой открытки тогда я получала от 15 до 40 рублей (40, если продавала их сама, через социальные сети). Я скрупулезно подсчитывала, сколько открыток отнесла и куда, потом обзванивала магазины и слышала через два месяца: продано две открытки. В общей сумме, конечно, затраты на печать окупились, и сверху набралось еще около трех тысяч рублей за несколько месяцев. Но разносить открытки в маленькие лавки, бояться, что продавцы откажутся принять их на продажу, а потом через полгода собирать с них по несколько сотен рублей, оказалось совсем неэффективным. Я помню момент, когда решила оставить эту затею на время: я забирала открытки из типографии в тот день, когда резко вырос курс доллара. Я подумала: такое творится, а я тут со своей игрой «в магазинчик». Кое-где я так и не забрала ни открытки, ни деньги и с головой погрузилась во фрилансерскую работу, а затем и в работу над картой «Воронеж на ладони».

 Резонанс и успех 

В феврале 2017 года моя карта была выпущена в свет. Я провела презентацию с выставкой и выступлением поэтов, разослала местным СМИ анонсы, выступила на телевидении и радио. Представлять зрителям свой большой проект, которым ты действительно гордишься, в который вложено много любви, труда и творчества  это большой праздник для художника и иллюстратора. Для меня главным критерием успеха остается собственное мнение, потому что кроме тебя самого никто не знает, как идея развивалась, все ли получилось так, как задумано, были ли открытия и откровения, которые неотъемлемы от любой творческой работы. Не скрою, конечно, мне было очень приятно слушать положительные отзывы от сотни зрителей, пришедших на презентацию карты, и от многочисленных покупателей.

Считаю, что моя миссия —  показать Воронеж, как красивый город с богатой историей и особым характером, как город, который можно любить  реализовалась в полной мере. Об этом, кроме похвалы, свидетельствует факт успешной краудфандинговой кампании, которая прошла в ноябре 2017 года (я собирала средства на печать английской версии карты и раскраски по ее мотивам) и, конечно, постоянный покупательский интерес.

Думаю, секрет успеха карты кроется в сочетании ее функциональности с оригинальной визуальной стилистикой. Это не только путеводитель, но и яркий памятный сувенир. Карту интересно разглядывать, потому что там множество деталей и полезной информации.  Надеюсь, не будет преувеличением сказать, что сейчас карта служит формированию бренда города и что у многих людей Воронеж теперь ассоциируется именно с ней.

 Художник о продажах 

По моему опыту получается, что набор разных сувениров гораздо проще реализовывать, чем одни только открытки. Люди могут выбирать и купить, например, себе карту, открытки в подарок, а ребенку раскраску. Также можно приобрести карту на двух языках и подтянуть свой уровень английского.

Сейчас у меня есть целый набор тиражной сувенирной продукции:

• карта «Воронеж на ладони»,

• раскраска по мотивам карты,

• карта на английском языке,
• набор открыток.

Небольшими тиражами печатаю кружки, сумки, плакаты, думаю о футболках.

Мои главные партнеры  это любимый книжный клуб «Петровский» и сеть магазинов «Амиталь». Кроме этого, я сотрудничаю еще с 8 точками, среди которых, галерея Камерного театра и Perffeto caffe (пр. Революции, 39).

Кто-то из покупателей находит меня через мой сайт, указанный на карте «Воронеж на ладони». Социальные сети я, конечно, тоже использую (рассказываю там об интересных зданиях и местах Воронежа, иллюстрируя эти рассказы фрагментами из карты).

Вконтакте

Facebook 

Instagram

Интересное для меня направление продаж, которое было сложно предугадать на стадии идеи проекта – это оптовые покупки карт (от 25 до 100 штук). Организаторы фестивалей, конференций покупают мои сувениры в виде памятного и приятного подарка своим участникам.Предприятия заказывают плакаты с картой для своих офисов или в подарок деловым партнерам из других городов.

Сейчас я ищу пути развития этого направления и задумываюсь о менеджере, который мог бы помочь мне построить процессы взаимодействия с потенциальными клиентами. Хотя роль собственного арт-менеджера меня не тяготит, я остаюсь, прежде всего, иллюстратором, который в большей степени предпочитает создавать и творить, чем продавать. Но продавать результат своего творчества и получать за это пусть небольшой, но постоянный доход, приятно. Чувствуешь, в каком-то смысле, что гармония мира соблюдается.

 Творческие реинкарнации проекта 

Я часто откликаюсь на необычные предложения использования моего творения. Вот некоторые из реинкарнаций карты «Воронеж на ладони»:

  1. Карта стала тортом (на конкурсе тортов в рамках ExpoFoodShow благодаря ресторану «Артист»).
  2. Большая раскраска по мотивам моей карты была представлена на архитектурном форуме «Зодчество VRN». Прохожие и участники форума раскрашивали город на свой вкус и цвет.
  3. Карта Воронежа стала мелом (а точнее, шестиметровым меловым рисунком на стене Дома Молодежи). 
  4. Иллюстрации с карты напечатаны на бумажных салфетках в кафе книжного клуба «Петровский».
  5. Карта как фотофон участвовала в благотворительном фестивале «Добрый край Воронежский».
  6. Проект «Воронеж на ладони» помог собирать деньги на «Том СойерФест» - замечательная инициатива по восстановлению исторических зданий.
  7. Коллекционер карт и открыток Воронежа украсил свою машину моими иллюстрациями и теперь в городе можно увидеть необычный микроавтобус с их фрагментам!

Неоднократно я выступала с лекциями о своем проекте и с мастер-классами по рисованию города. Я не очень люблю публичные выступления, но делиться своим опытом и вдохновлять людей мне нравится. Смелые фантазеры и действующие мечтатели, настоящие мастера своего дела, действительно, меняют мир к лучшему.

Поэтому я желаю всем мечтать, отдаваться своему делу со всей душой и быть смелыми. А остальное приложится само собой. 

Марина Демченко

Сейчас на главной