Как получить дизайн своей мечты: курс молодого бойца

 — Сделайте плакат с рекламой продукции, очень важно и срочно!  
 — Хорошо, ТЗ есть? 
 — А что это такое? 
 — Тех. задание! 
 <…10 секунд…> 
 — Хм-м-м-м… Ну, сделайте плакат, пожалуйста!!! 

Нашими экспертами сегодня выступают PR-специалист Ольга Фролова и Виктория Стукалова (графический дизайнер, член Союза дизайнеров России, работала в правительстве Воронежской области, на телеканале ТНТ-Губерния, издавала журнал о моде «Коктейль Коко», в данный момент работает в крупном чешском издательстве и как фрилансер). В разное время девушки успешно работали вместе в рамках совместных проектов. Именно этот опыт сформировал некоторый перечень советов начинающим специалистам, которыми они с нами делятся.

(Виктория Стукалова, графический дизайнер)

 С кем работать? Как найти подходящего дизайнера? 

Ольга: Знакомство начинается с портфолио. Внимательно изучите предыдущие работы специалиста, соотнесите его возможности с вашими задачами и вашим видением дизайна для проекта. Если человек говорит вам: «Вообще я люблю крутой дизайн и сложные формы, но заказчики у нас примитивные и не понимают ничего в прогрессивной подаче», и показать при этом ему вам нечего — уходите от такого человека и не теряйте свое драгоценное время.

Время — невосполнимый ресурс — как для вас, так и для проекта. Найдите человека, который делает именно такой дизайн, который вам нужен. Не ищите универсала, работающего в любом стиле — их нет, ну или практически нет, ну или в Воронеже нет... Специалист, как правило, прогрессирует в своей теме, вкладывает душу в развитие своего стиля и получает удовольствие от работы.

Виктория: Работа у графического дизайнера делится на два вида: создание дизайна с нуля (логотип, фирменный стиль, полностью проект от лого до верстки афиши или проспекта) и работа с предоставленным заказчиком материалом (например, готовый имиджевый макет разверстать на другие рекламные носители и размеры, или работа строго по брендбуку компании). Вот у меня как у дизайнера, то есть владельца того самого портфолио, которое потенциальный заказчик хочет посмотреть, всегда после очередного отработанного проекта возникает вопрос: помещать ли эту работу в портфолио?

С одной стороны, сделанный с нуля проект, которым я лично горжусь, но для неизвестной никому компании или заказчика со специфическим товаром, не украшающим чисто визуально портфолио (трубы, зубные протезы, да много чего такого), может оттолкнуть потенциального заказчика "некрутостью" дизайнера. Даже если за эту работу дизайнер получил хорошие деньги, гораздо большие, чем вы готовы заплатить, а заказчик остался доволен и продолжает работать с этим дизайнером.

А с другой стороны, вас может впечатлить макет для мирового автомобильного бренда или фестиваля федерального масштаба, выполненный всего лишь по брендбуку и под строгим контролем маркетологов заказчика.

Мой совет заказчикам: учитывайте, пожалуйста, эти моменты при просмотрах портфолио. Как? Самый простой способ, на мой взгляд, — попросить дизайнера разбить портфолио на части: сделал с нуля от логотипа и работал по брендбуку или разверстывал готовый имидж на разные рекламные носители.

Или попросить к каждой работе дать короткую аннотацию — что конкретно выполнял. Но самое главное — попросите прислать только реализованные проекты! Концепты и прочее сделанное "в стол" говорят лишь о том, что эту работу заказчик не принял. Причин может быть много: дизайнер не понял или не вник в задание, возникли проблемы в общении между дизайнером и заказчиком. А вам точно не нужно повторения этих проблем.

 Пишем ТЗ 

Ольга: Готовьте четкое техническое задание, грамотные исходные данные (фото, тексты, размеры, ваше видение), проговорите все нюансы, при необходимости выберите референсы, чтобы было понятно, в каком направлении двигаться. Четко оговаривайте сроки. Любые изменения — это сдвиг по времени. В идеале составьте план-график работы и не забудьте, что дизайнеры – это творческие люди, и такое понятие как сроки для многих из них — растяжимое. Но есть и профи, которые выстраивают свою работу таким образом, что никто не напрягается и результат стабильно хороший.

Виктория: Очень важно в ТЗ включить пункт о технических требованиях к готовому макету, если мы говорим о графическом дизайне. Эту информацию можно получить в типографии, с которой вы сотрудничаете. Если вам как заказчику это сложно по какой-либо причине, договоритесь с дизайнером, чтобы он сам узнал в типографии эти требования, дайте ему контакты вашего менеджера.

Если вам покажется, что на этапе дизайна не важно, где будете печатать свою рекламную продукцию, или — другой вариант — вы еще не решили, где будете печатать, то хочу вас предостеречь. Эта информация о технических требованиях (ТТ) в дальнейшем поможет лично вам как заказчику получить качественный результат, причем в срок. Какая связь?

Например, вы сделали с дизайнером крутой проспект, нестандартный во всех смыслах, даже по размеру. Однако на этапе передачи макетов в типографию выясняется, что такой формат бумаги, на которой они печатают, мал для вашего макета. Например, проспект А4 в альбомной ориентации и на скрепке. Это значит, что в развороте ваш проспект будет около 600 мм, а типографский лист А3+ по широкой стороне — всего 430 мм. Тут речь пойдет уже о полном переделывании концепта и макета, новых согласованиях с руководством, сильном сдвиге по срокам.

А еще и вопрос: кто в этом виноват и кто заплатит дизайнеру за изменения, которые могут быть равны по объему новой работе с нуля? Это лишь пример одного из возможных вариантов , но лично я уже во многих ситуациях побывала с неточными ТЗ и знаю, что на этапе передачи в типографию много сюрпризов бывает, если не работать изначально в соответствии с техническими требованиями.

 Заключаем договор! 

Ольга: Обязательно подписывайте договор. Во-первых, это защитит вас в случае банального невыполнения работы. Во-вторых, на любой продукт интеллектуального труда распространяется авторское право, и пока автор документально не передал эти права вам, может произойти все что угодно. Эти же правила распространяются на работу с фотографами, журналистами, композиторами и другими творческими специалистами.

Виктория: Очень важный пункт. Для дизайнера договор важен тем, что можно прописать в нем вашу работу до мелочей, в том числе количество предоставляемых вариантов. Отдельным пунктом написать, что все доработки и исправления, которые не указаны в предмете договора, возможны только за отдельную плату и по новому договору.

А то окажется, что вы выполните работу объемом в два раза больше. И это нарушение договора со стороны заказчика произойдет очень незаметно для вас! Вам позвонит от заказчика менеджер и будет просто умолять вас доделать еще немного, еще вот для журнала макет, а еще на английском нужен вариант. Ему проще будет вас уговорить, чем идти к руководству и объяснять, что дизайнер не хочет работать бесплатно.

 Выделяем смысловую нагрузку 

Ольга: И снова крайне важный аспект! Если, конечно, вы не платите за дизайн много и не нанимаете агентство мирового уровня, расставляйте сами смысловую нагрузку своего месседжа. Не ждите, что дизайнер проникнется, полюбит и узнает ваш продукт так же, как и вы. Нет! Дизайнер лишь упаковывает ваши смыслы в красивую, качественную, функциональную обертку. 

Делаете буклет — проработайте его с корректором, выделите дизайнеру главную и второстепенную информацию, отберите фото, разбейте на блоки.

Виктория: Заказчикам дизайна могу подсказать самый простой вариант, как выделить главное и второстепенное в вашем месседже в ТЗ для наружной рекламы, макетов в прессу, листовок.

Прямо в вордовском файле с текстом для вашего макета выделите самую важную информация (заголовок, название акции) максимально крупным шрифтом, менее важную  — меньшим шрифтом и так далее. Не стесняйтесь, выбирайте в ворде шрифт 48 пунктов и больше для самой главной информации  — чем больше наглядности, тем лучше.

Также можете ранжировать ваше рекламное объявление с верха до низа. Например, если вам важно, чтобы адрес был в самом верху макета билборда или листовки, напишите его и в ворде в самом верху, до заголовка и остального текста. Тогда вы точно не потратите свое время на переделывание макета в духе "нужно написать наш адрес наверху, мы всегда так делаем...", потому что дизайнер поместил его стандартно в низ макета.

  Критика 

Ольга: Если у вас с дизайнером сложились дружеские и человеческие отношения  — критикуйте осторожно! Любой творческий человек вкладывает в работу душу, следовательно, довольно болезненно реагирует на любого рода критику . Очень часто люди думают, что дизайн это и не наука вовсе и они знают как надо! И начинается: тут увеличь, тут поправь, что за цвет и тому подобное...  Если вы такой умный  — садитесь за компьютер и делайте сами!

Но если есть моменты, действительно не устраивающие вас,  — используйте термины, которые не обидят его творческое эго: эти цвета не рекомендуют использовать наши маркетологи, этот формат не подойдет нашей аудитории и т. д.

Виктория: Отличный совет про замечания, которые не обидят творческое эго! Я бы еще добавила: критикуйте по схеме известного "правила бутерброда", и тогда точно не обидите никого. Это касается не только отношений между заказчиком и дизайнером и актуально даже при повседневном общении. "Правило бутерброда"  — это идеальная формула конструктивной критики, где каждый кусок критики прячется между двумя кусками похвалы. "Похвала — критика — похвала". Например: "Спасибо вам за присланные варианты макета и проделанную большую работу. К сожалению, наши маркетологи не советуют использовать этот цвет для нашей аудитории, замените его, пожалуйста. В остальном все отлично!"

 Вывод 

Виктория: По моему мнению, о качестве графического дизайна и профессиональном (художественном и техническом) уровне дизайнера можно судить только по финальной реализации проекта, а это значит  — по готовой печатной продукции. Мы же распространяем это правило на другие сферы дизайна. Опасно заказывать у модельера одежду, выбрав его лишь по понравившимся эскизам. Что, если он реализовать это не сможет, или все его реализации, одежда  — ужасны и он не понимает особенностей работы с разными материалами, фигурами заказчиков. Также и в графическом дизайне  — те же законы. Поэтому последние годы мое портфолио представляет собой фотографии моих реализованных полиграфических проектов.

Ольга: Найти своего дизайнера крайне сложно! И если уж вам повезло, как мне с Викторией  — старайтесь вникать в проект, повышайте свой образовательный уровень и сохраняйте нормальное человеческое общение даже в самой сложной ситуации. Всем мира и любви!

Работы Виктории Стукаловой

Сейчас на главной