Без ума от синема. Этот невероятный Гончаров!

Мещанин Василий Михайлович Гончаров родился на воронежской земле в 1861 году. О его детстве и ранней юности известно немного. А вот зрелые годы были тесно связаны с Козлово-Воронежско-Ростовской железной дорогой, где он служил чиновником и занимался в основном статистикой. Среди коллег был известен как человек, способный к творчеству, и даже составил справочник железнодорожных тарифов, много лет служивший верой и правдой на вокзальных кассах.

Но в историю Василий Гончаров все же вошел как постановщик более 30 игровых фильмов и как основоположник российского кинематографа. Так кто же этот удивительный человек, сумевший из обычного железнодорожного служащего перевоплотиться в одного из ярких режиссеров, драматургов, литераторов и сценаристов своего времени. Что о нем известно сегодня?

 Литературная карьера 

Увлечение театром и любительскими постановками еще в молодые годы наводят его на мысль о литературном труде. Стихи, проза, рассказы из жизни железнодорожной магистрали были некой отдушиной для творческого чиновника. В начале 1880-х годов он пытается пристроить в театры свои первые драмы и трагедии, но не находит поддержки.

Но его очерки и рассказы из жизни провинции живописуют провинциальный быт, особенно людей его труда, и зачастую доходят до читателей через провинциальную прессу. Он получает некоторую известность.

Гончарова принимают в члены всяческих литературных и драматических обществ. Начинает вырисовываться небольшая литературная карьера. Пару его пьес наконец-то принимают к постановке театры. Но в начале 1900-х годов у Василия Михайловича умирает жена, и ее смерть настолько потрясла нашего героя, что сильное психическое расстройство приводит его в психлечебницу, откуда он, излечившись, возвращается на железную дорогу. 

Василий Гончаров продолжает успешную деятельность в качестве железнодорожного чиновника. В 1906 году он занимает должность начальника крупной станции Малороссийская на Владикавказской ж/д. Продолжая заниматься драматургией, в своих сценических произведениях он увлекается историческими мотивами.
И тут случается в его судьбе знаковая поездка в Париж. Гончаров попадает в ателье «Пате» и «Гомон», где влюбляется в синема и почти полмесяца наблюдает за технологией съемок. Он начинает вести активные переговоры с французами о съемках кино по собственным сценариям, но тогда ничего не вышло; видимо, время еще не пришло.

Однако Гончаров не собирался расставаться с мечтой. И в 1908 году он окончательно оставляет службу, перебирается в столицу и полностью посвящает себя творческой страсти.

 Синема — дело всей жизни 

Новому делу Василий Михайлович отдается без остатка. Его энергия, связи в литературных и научных кругах, знакомства с предпринимателями и горячий напор привлекают наконец внимание кинодельцов. Сначала он работает с  Тиманом и ставит  «Смерть Иоанна Грозного», затем перебирается к Ханжонкову, с которым создает несколько картин на исторические темы.

 Рашит Янгиров об этом периоде творчества режиссера пишет так: «Гончаров, однако, был необычайно восприимчив в освоении профессиональных навыков и, буквально с ходу отбросив свой «визуально-хронометрированный» метод, перешел к постижению особенностей ритма, построения кадра и мизансцен, приемов актерской игры перед аппаратом. Во всяком случае, первые «ханжонковские» фильмы Гончарова — «Русская свадь­ба XVI столетия», «Ванька-ключник», «Мазепа», «Чародейка» и др. были более удачны, нежели предшествовавшие, и продемонстрировали характерные особенности его режиссерского почерка: откровенное копирование образцов исторической живописи, подчеркнутый этнографизм в сочетании с нарочито театральной условностью. Работе с актером Гончарову не удалось вполне научиться и впоследствии... В 1909-1910 он работает в москов­ских отделениях «Пате» и «Гомон», совершенствуя режиссерскую квалификацию».

Василий Гончаров часто встречался с резкими высказываниями в адрес своих картин и даже откровенной хулой. Хотя во многом его киноопыты опережали время, но несовершенная аппаратура, освоение профессии операторами, высокая себестоимость съемок — все это естественно сказывалось на качестве. Не говоря уж об игре артистов, которым было довольно непросто перестроиться с театральной манеры на игру мимикой. Поэтому он просто делал свое дело, мало отвлекаясь на резкие выпады критиков.

 Первопроходец российского кино 

Патриот Гончаров всегда горел желанием  ставить именно русские картины, пусть наивные и несовершенные, зато свои, подчеркивая в них идеи государственности и народности — в этом, возможно,  и состоит главная заслуга первопроходца российского кино.

Популярная актриса немого кино Александра Гончарова (предположительно дочь режиссера) с успехом снималась во многих фильмах в Т/д А. Ханжонкова, вспоминает о роли невесты в картине «Русская свадьба ХVI столетия», 1909 года:

«Сценария не было. Режиссер В.М. Гончаров сказал нам: «Делайте то, что я буду вам говорить». И мы делали. Чтобы точно уложиться в метраж, В.М. Гончаров включил секундомер и сказал: «На благословение даю две минуты». Что тут началось! От страха, что вот-вот могут пройти драгоценные две минуты, мы совсем обезумели и всю сцену провели в таком быстром темпе, что, когда фильм вышел на экраны, невозможно было понять, благословляют нас родители иконой или бьют по голове».

А сам Ханжонков в воспоминаниях напишет: «Было бы совершенно несправедливо освещать деятельность Гончарова только с юмористической стороны, наоборот, многие его указания были весьма толковые и принесли большую пользу делу. Так, он распорядился во избежание возможного ухода тогда еще малоопытных исполнителей из поля зрения объектива набить на полу сцены светлые бруски, точно обозначающие границы действия; он запретил оглядываться на подающих реплики и смотреть в объектив аппарата и т.д. и т.п.».

 Историческая эпопея 

В начале 1911 года Гончаров делится с А. Ханжонковым грандиозным замыслом создания эпического кинополотна, посвященного Крымской войне.

В своем исследовании Р. Янгиров пишет: «Сумев заинтересовать этим замыслом великого князя Александра Михайловича, возглавлявшего учреждения «памяти обороны Севастополя», Гончаров добился неслыханного до тех пор организационного обеспечения съемок: неограниченного числа статистов — военнослужащих местного гарнизона и черноморского флота и даже подлинных исторических реликвий из коллек­ций музея обороны города. Несмотря на то, что протекция высоко­поставленного патрона в ходе съемок сменилась на недовольство и откровенную неприязнь, картина «Оборона Севастополя» стала триумфом Гончарова-кинематографиста, внесшего в постановку принципиально важные новации: съемки с верхних точек, первые опыты макетирования декораций, попытки параллельного монтажа и др. Последующие ханжонковские «боевики» в историческом жанре («1812 год», «Воцарение дома Романовых») также связаны с именем Гончарова, и во многом повторяли прош­лый опыт».

Действительно, к большому удивлению Ханжонкова, все дела Гончаров провернул ранее месяца и прислал на студию «сногсшибательную», по выражению Ханжонкова, телеграмму. В послании говорилось, что «не только войска и нужные флотские единицы предоставлялись в распоряжение Т/д «А. Ханжонков и К», но и всюду в империи мы могли рассчитывать на полное содействие и помощь от властей в постановке взятой под высочайшее покровительство картины…».

 Успех создателей у царя  

В коммерческом успехе картины никто не сомневался. Ханжонков был уверен в этом, особенно после того, как прошла демонстрация ее перед императорским двором. Отснятую и смонтированную киноленту удостоил чести первым посмотреть сам Император. Высочайший просмотр состоялся в ноябре в Ливадийской резиденции. И несмотря на различные киноогрехи и даже некоторые ироничные замечания монаршей особы (государь отметил, что в съемках были задействованы современные броненосцы, в действительности не участвовавшие в крымской капании), картина получила право официальной демонстрации в России.

  Режиссерская доля 

Не все конторы проката, ввиду специфических требований Ханжонкова, смогли получить копии картины, но, по воспоминаниям владельца фирмы, «Оборона Севастополя» была распродана, во-первых, очень скоро, во-вторых, за наличный расчет, в-третьих, за такую сумму, которая не только покрыла расходы по постановке, но и дала фирме солидную чистую прибыль».

В прессе картину много ругали,  высказал свое мнение и небезызвестный П. Нилус  в девятом номере «Сине-Фоно» за 1912 год: «Две недели тому назад показывали инсценированную осаду Севастополя, в русской постановке. Сделано было все неумело, грязно, но такова сила этого нового искусства — зрители почти два часа с захватывающим интересом следили за представлением, несмотря на то, что три четверти сцен были повторением одного и того же, грубо скроенного, грубо сшитого. Значит, в идее быстрой смены впечатлений, значительной самой по себе – кроется зерно впечатления».

Еще большего зрительского внимания была удостоена картина «1812 год». На экраны она выходила под разными названиями: «Отечественная война», «Нашествие Наполеона» и даже — «Бородинский бой». Эта военная драма в четырех частях, также получившая монаршее одобрение, накрыла очередной волной славы Гончарова-режиссера и Гончарова-актера. Пресса неистовствовала, то ругая, то воспевая игру актеров, то горячо обсуждая новаторски снятые батальные сцены,  то восхищаясь масштабным устроением декораций.  Ателье же Ханжонкова заработало на прокате огромные средства, которые позволили образовать отдельное от "Пате" акционерное общество «А.А. Ханжонков и К» с капиталом 500000 рублей.

Время шло, и мечта Василия Михайловича о профессиональном и массовом российском кино понемногу воплощалась в жизнь. А он сам все больше погружался в административную работу киностудии, уступая главные роли молодым деятелям киноиндустрии. Последним прожектом Гончарова, которому так и не суждено было случиться, была постановка «Бедной лизы» Карамзина. 23 августа 1915 года  мэтр российского кино скоропостижно скончался.

Жизнь и творчество этого яркого и неординарного человека еще ждут своего исследователя, но и теперь его мощный вклад в становление «важнейшего из искусств» вызывает у земляков и соотечественников чувство глубокой признательности и восхищения.

Голосуйте за нас - Премия - РИФ Воронеж 2018

Сейчас на главной